БИОГРАФИЯ

21 июня 1923 г. — 15 января 2008 г.

 

Виталий Кузьмич Дьяченко – широко известный учёный, крупнейший специалист по дидактике, родоначальник теории коллективного способа обучения, автор педагогической технологии, позволяющей каждого школьника включить в учебно-познавательную деятельность, сделать его успешным.

 

   Дьяченко Виталий родился 21 июня 1923 г. в Украине, в селе Жаботино Каменского района Черкасской области.
   В конце 30-х годов его отца, активиста колхозного строительства, отправили учиться в Москву. В феврале 40-го года к нему приехал Виталий и стал учиться в школе № 276. В январе 1941 г. познакомился с 64-летним Александром Григорьевичем Ривиным и его методом. Их знакомство длилось полгода: выпускной вечер будущего педагога и учёного совпал с началом Великой Отечественной войны, он ушёл на фронт,  в парашютно-десантные войска, оборонял Москву. Но вскоре был комиссован по  болезни.
   Вернувшись с фронта, поступил учиться в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Потом перешёл в Киевский государственный педагогический институт им. A.M. Горького, который окончил с отличием в 1946 г. по специальности «педагогика и психология». В 1946-1949 годах – учёба в аспирантуре.
   С 1949 г. преподавал в Киевском пединституте. В 1952 г. защитил диссертацию кандидата педагогических наук на тему «Учение о понятиях в курсе преподавания логики в школе». С 1955 г. работал в школах города Москвы (№№ 544, 12, 91, 16, 13, 343). С 1974 г. работал старшим преподавателем на кафедре педагогики и психологии в Центральном институте усовершенствования учителей РСФСР. В 1983-1987 годах возглавлял кафедру педагогики Красноярского государственного университета. А с 1987 г. перешёл в Красноярский институт усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации работников образования), где трудился до последнего дня. Общий педагогический стаж В.К. Дьяченко более 60 лет.
   В 1985 г. Виталию Кузьмичу присвоено учёное звание доцента, а в 1993 г. – учёное звание профессора. Награжден в 2003 г. медалью К.Д. Ушинского. С 1996 г. – действительный член Международной педагогической академии. В 1978 году награждён знаком «Отличник народного образования.
   С 40-х годов ХХ столетия ведет научно-исследовательскую и практическую работу по созданию дидактики
как науки, с позиций естественно-научного подхода разработал понятийно-категориальный аппарат современной дидактики («обучение», «организационные формы обучения», «организационная структура учебного процесса», «общественно-исторический способ обучения»); создал теорию общественно-исторического (стадиального, формационного) развития процесса обучения.
   Виталий Кузьмич является основателем нового педагогического движения не только в крае, но и в России, получившего признание и широкое распространение под названием «Коллективный способ обучения» – КСО.

   Вместе с группой единомышленников создал уникальный инновационный опыт, который апробирован в его Авторской школе В.К. Дьяченко № 21, в школах № 42 и № 93 г. Красноярска, Устюжской средней школе Емельяновского района, в школах Тюменской области, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Ярославля, Кемерово, Новокузнецка, в школах Якутии, Казахстана, Киргизии и др.
   Виталий Кузьмич является автором почти двух десятков фундаментальных книг по современной дидактике.

 

 

Краткая биография выдающегося дидакта

  

   Литвинская И.Г. Персона: Виталий Кузьмич Дьяченко // Вестник Красноярского ИПК. - 2008. - №3. - С.1 Читать полный текст >>>

   Биография в изложении историка Андюсева Бориса Ермолаевича >>>

   Моменты из жизни Виталия Кузьмича. Смотреть видеоролик >>>
   Виталий Кузьмич рассказывает о начале своего научно-педагогического пути
23 февраля 1999 года. II Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики».
   Смотреть видеорассказ >>>
   Читать стенограмму >>>

   О встрече с А.Г. Ривиным >>>

 

 

главная