Дьяченко Виталий родился 21 июня 1923 г. в Украине,
в селе Жаботино Каменского района Черкасской
области.
В
конце 30-х годов его отца, активиста колхозного
строительства, отправили учиться в Москву. В феврале
40-го года к нему приехал Виталий и стал учиться в
школе № 276.
В январе 1941 г. познакомился с 64-летним
Александром Григорьевичем Ривиным и его методом.
Их знакомство длилось полгода: выпускной вечер
будущего педагога и учёного совпал с началом Великой
Отечественной войны, он ушёл на фронт, в
парашютно-десантные войска, оборонял Москву. Но
вскоре был комиссован по болезни.
Вернувшись с фронта, поступил учиться в Тимирязевскую
сельскохозяйственную академию. Потом перешёл в
Киевский государственный педагогический институт им.
A.M. Горького, который окончил с отличием в 1946 г.
по специальности «педагогика и психология». В
1946-1949 годах – учёба в аспирантуре.
С
1949 г. преподавал в Киевском пединституте. В 1952
г. защитил диссертацию кандидата педагогических наук
на тему «Учение о понятиях в курсе преподавания
логики в школе». С 1955 г. работал в школах города
Москвы (№№ 544, 12, 91, 16, 13, 343). С 1974 г.
работал старшим преподавателем на кафедре педагогики
и психологии в Центральном институте
усовершенствования учителей РСФСР. В 1983-1987 годах
возглавлял кафедру педагогики Красноярского
государственного университета. А с 1987 г. перешёл в
Красноярский институт усовершенствования учителей
(ныне институт повышения квалификации работников
образования), где трудился до последнего дня. Общий
педагогический стаж В.К. Дьяченко более 60 лет.
В 1985 г. Виталию Кузьмичу присвоено учёное звание доцента, а в
1993 г. – учёное звание профессора. Награжден в 2003
г. медалью К.Д. Ушинского. С 1996 г. –
действительный член Международной педагогической
академии. В 1978 году награждён знаком «Отличник
народного образования.

С 40-х годов ХХ столетия ведет научно-исследовательскую и
практическую работу по созданию дидактики
как науки,
с позиций естественно-научного подхода разработал
понятийно-категориальный аппарат современной
дидактики («обучение», «организационные формы
обучения», «организационная структура учебного
процесса», «общественно-исторический способ
обучения»); создал теорию общественно-исторического
(стадиального, формационного) развития процесса
обучения.
Виталий Кузьмич является основателем нового педагогического
движения не только в крае, но и в России,
получившего признание и широкое распространение под
названием «Коллективный способ обучения» – КСО.

Вместе с группой единомышленников создал уникальный инновационный
опыт, который апробирован в его Авторской школе В.К.
Дьяченко № 21, в школах № 42 и № 93 г. Красноярска,
Устюжской средней школе Емельяновского района, в
школах Тюменской области, Санкт-Петербурга, Казани,
Ростова-на-Дону, Ярославля, Кемерово, Новокузнецка,
в школах Якутии, Казахстана, Киргизии и др.
Виталий Кузьмич является автором почти двух десятков
фундаментальных книг по современной дидактике.
Краткая биография
выдающегося дидакта
Литвинская
И.Г. Персона: Виталий Кузьмич Дьяченко // Вестник
Красноярского ИПК. - 2008. - №3. - С.1
Читать полный текст
>>>
Биография
в изложении историка Андюсева Бориса Ермолаевича >>>
Моменты из жизни Виталия Кузьмича.
Смотреть видеоролик >>>
Виталий Кузьмич
рассказывает о начале своего научно-педагогического
пути
23 февраля 1999 года. II Всероссийская
научно-практическая конференция «Роль педагогической
технологии коллективного способа обучения в
формировании новой образовательной практики».
Смотреть
видеорассказ >>>
Читать стенограмму >>>
О
встрече с А.Г. Ривиным
>>>